О храме
Хор
Богослужения
Адрес
Ссылки
Гостевая

Не избежал повреждений и склеп. "По заключении мира (Парижского мирного договора) на другой день" капитан-лейтенант А.Б. Асланбегов с группой офицеров отправились на Южную сторону Севастополя "поклониться могилам Адмиралов". Здесь они увидели, что "сводный камень в склепе адмирала Нахимова был снят, крыша гроба разбита, что позволило видеть лицо и грудь покойного, и мундир разорван"... "Идя далее по улице", русские офицеры встретили французского коменданта Севастополя дивизионного генерала Базена, которому Асланбегов "изъявил полное свое негодование и изумление к этим святотатственным поступкам". "Весьма сожалея о происшедшем", генерал Базен объяснил, что, заняв город, французы приняли эти склепы за склады пороха и снарядов, "а потому и приступили к раскрытию их, и что потом он приказал снова их заложить и потому удивляется..., как могло произойти виденное..." Отказавшись от предложения Базена "тот час же отдать распоряжение о приставлении караула и исправлении могилы", русские офицеры обратились к "заведовавшему тогда флотскими экипажами на Северной стороне" контр-адмиралу Бартеньеву, по приказу которого прислали каменщиков исправить поврежденный склеп. В 1856 г. над усыпальницей героев был сооружен памятник по инициативе командира Севастопольского порта капитана 2-го ранга А.А.Ключникова, который в память о своих знаменитых сослуживцах сам сделал рисунок памятника и приказал установить его в короткие сроки. Памятник был открыт 19 августа 1856 г. в присутствии "всех генералов, штаб- и обер-офицеров, служивших в Севастополе, и большого числа жителей". Через два года по приказу заведовавшего морской частью в г.Николаеве и военного губернатора контрадмирала Г.И.Бутакова была создана специальная комиссия для осмотра склепа с захоронениями адмиралов. Комиссия вскрыла склеп 11 апреля 1858 г., чтобы перезахоронить флотоводцев в новых, обшитых свинцом, гробах. При этом было обнаружено, что в своде над склепом есть пролом, крышки гробов сорваны и разбиты, эполеты с мундиров адмиралов сорваны ... Усыпальница была приведена в порядок, с 1858 г. прах адмиралов покоится в общем сводчатом склепе, устроенном ниже пола крипты на 5 м.

С 1858 г. в жизни собора святого Владимира наступили годы неопределенности; по разным причинам замедлялись темпы его строительства. В это время управляющий Морским министерством Генерал-Адмирал Великий Князь Константин Николаевич обратил внимание на то, что первоначальный сбор средств производился на постройку храма святого Владимира в Херсонесе, а по инициативе М.П.Лазарева на собранные по подписке деньги начали сооружение собора на Центральном городском холме Севастополя. Последовало распоряжение разделить полученные средства на две равные части, чтобы строить и церковь в Херсонесе, и собор на городском холме – в уменьшенном варианте по измененному проекту. Эта работа была поручена архитектору М.И.Эппингеру. Комиссия же, учрежденная в 1845 г., была упразднена, постройка собора в городе продолжалась хозяйственным способом. Новые чертежи собора были Высочайше утверждены Александром II в феврале 1858 г." А весной 1858 г. пришло еще одно приказание Генерал-Адмирала: в городе достроить Владимирский собор как домовую церковь при Инвалидном доме на 24 человека. Работы предполагалось завершить за 1,5 года". Одновременно с подготовкой к строительству храма над могилами адмиралов начались работы по сооружению церкви святого Владимира в Херсонесе. Работы на Центральном городском холме практически не велись, а летом 1858 г. главный строитель М.И.Эппингер оставил свой пост. На эту должность был приглашен А.А.Авдеев, строивший в это время по своему проекту храм-памятник на Братском кладбище Северной стороны Севастополя. Авдеев переделал проект К.А.Тона, предложив сделать храм однокупольным, но сохранить прежние его размеры. Разработанный А.А.Авдеевым проект был Высочайше утвержден 2 апреля 1862 г. Согласно проекту, собор в византийском стиле в плане должен был иметь форму креста, с восточной стороны – три апсиды, с западной – паперть с звонницей, купол шлемовидный; под верхней церковью планировалось устройство нижней церкви – крипты – с усыпальницей адмиралов. Главным строителем собора до начала 1866 г. оставался А.А.Авдеев. Позже он лишь наблюдал за выполнением художественного оформления здания. Хотя работы начались сразу же после утверждения проекта, продвигались они медленно из-за сложностей в обеспечении строительным камнем и постоянных усовершенствований проекта. Строительный камень разрешено было брать даже из оборонительных стен 5-, 6- и 7-го бастионов, из развалин Морской библиотеки, разрушенных сухих доков и Адмиралтейства. Лишь через девять лет после утверждения проекта возвели стены, заложили крышу, а с 1872 г. начали внутреннюю отделку храма.

В начале 1871 г. Высочайшим повелением предлагалось посвятить собор святому Великому князю Александру Невскому, однако через два года, тоже Высочайшим повелением, это решение было отменено и оставлено прежнее наименование храма во имя святого Равноапостольного князя Владимира. Храмовые праздники два севастопольских Владимирских собора отмечали в разные дни. В храме-усыпальнице праздник отмечался в первое воскресенье после 15 июля. Строительство собора курировал Генерал-Адмирал Великий Князь Константин Николаевич. Осенью 1872 г., осматривая храм, он приказал с восточной стороны под амвоном верхней церкви поставить три коробковых свода, добавив две малые арки, а для поддержания их – две гранитные колонки, так как мраморный иконостас верхнего храма весил 800 пудов. К 1873 г. в нижней церкви установили колонны из Вознесенского гранита, выполнили орнаментовку на капителях наружных колонн по пяти рисункам". Для внешней отделки собора использовали инкерманский камень белого и серого цвета, размещенный симметричными поясами. Все 12 наружных колонн сделали из крымского диорита. Толщина стен достигала метра, поэтому во время землетрясения в Севастополе 15 июля 1875 г. здание не пострадало, появились лишь небольшие трещины в штукатурке. В отделке интерьера храма использовалось сочетание итальянского мрамора и ценных пород дерева, монументальной и орнаментальной живописи. Цветной мрамор украшал стены, откосы, наличники окон и дверей, клиросы,пол. Лучшие мастера того времени были приглашены для отделки собора. Все мраморные детали заказали в Италии художнику-скульптору Винценто Бонани. Для облицовки стен верхнего храма он и его сын Карл изготовили плиты, составившие цветные пояса из оттенков сиреневого, розового, желтого мрамора. Инкрустация стен верхней церкви имела три вида рисунка: незаполненный прямоугольник, геометрическая композиция из ромбов и квадратов, разорванный квадрат с ромбом в прямоугольнике. Последние два вида украшали стены алтаря. Мрамор был с разноцветными прожилками. Торжественно и нарядно выглядели иконостасы с тончайшей резьбой. Клиросы над входными дверями в нижнюю церковь по своей отделке служили одним из лучших украшений храма. Уникальны и подкупольные колонны из серого каррарского мрамора, поддерживающие четыре главные арки. На эти колонны император Александр II пожертвовал 21 тыс. руб. золотом. Их венчают капители, украшенные тончайшим мраморным кружевом, по карнизам колонн размещены четыре надписи:
Бог Отец его создал этот дом Божий
Сын его Божий этот дом утвердил
Святой Дух Божий этот дом обустроил
Слава тебе, Святая Троица.
Пьедесталы больших колонн состояли из двух частей белого и красного мрамора. Ступени из серого каррарского мрамора вели в нижнюю церковь, из такого же мрамора были выполнены полукруглые площадки амвонов и лестниц. Ограждали их прорезные полукруглые и прямоугольные плиты, инкрустированные красным мрамором. Византийский стиль внутренней отделки храма строго выдерживался во всех деталях. В западной стене нижнего храма до сих пор сохранился великолепный мраморный камин. Из этого же материала выполнены рамы в 12 оконных отверстиях угловых апсид и в шести окнах. В 1876 г. с Бонани был заключен контракт на изготовление креста из черного мрамора с белым цоколем для могилы адмиралов. Через четыре года крест доставили в Севастополь вместе с другими мраморными деталями интерьера собора, изготовленными в Италии. В отделке храма использовали и искусственный мрамор "скальол", образцы которого привез из Флоренции итальянский мастер Вильгельм Натали. Он же выполнил полировку сделанного из этого материала главного карниза, изготовил из него же наличники при дверных внутренних откосах, колонны в алтаре и в апсидах, плинтус вдоль стен храма. Украшением храма были и великолепные полы из сицилийского мрамора, выложенные по рисункам А.А.Авдеева. Первоначально пол в верхней церкви планировали из крашеной терракоты, но Великий Князь Константин Николаевич не согласился с этим и приказал делать пол из разноцветного мрамора, так называемой венецианской мозаики, а в нижней церкви – терракотовый. Морское министерство России заключило в Вене контракт с директором Винербергского общества кирпичного производства и строительного дела доктором Эмилем Генрихом на изготовление плиток для пола из терракоты по способу Метлахара девяти образцов: голубых и серых – 5 000 штук, разноцветных с каймой, половинных и треугольных – 6 000 штук. В Севастополь терракотовые плитки были доставлены в январе 1881 г. При строительстве собора большое внимание уделялось не только внутреннему убранству, но и внешнему оформлению. Так, по контракту, заключенному А.А.Авдеевым с Франческо Винченти, он должен был вырубить на боковых порталах храма (северном и южном) надписи из Священного Писания. Над дверью северного портала – "Ублажат мя вси роды" (возвеличат меня все народы); над дверью южного портала – "Грядет креплий мене вслед мене. Ему же несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его" (идет за мной сильнейший меня, у которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его, как говорит Иоанн Креститель о Христе).

Образа для боковых порталов выполнил в Париже художник Евдоким Алексеевич Егоров эмалью на лаве по оригиналам академика М.Лаврова, орнаменты – мастер эмалированных изделий из лавы Франциск Жилле. Над входами южного и северного порталов, устроенных в виде тройных аркад, размещались образа: над южным – Иоанна Предтечи (в центре), Апостола Павла (слева), вариант образа святого князя Владимира (справа); над северным – Богоматери "Знамение" (в центре), святого Архистратига Михаила (слева), еще один вариант образа святого князя Владимира (справа). Кроме того на боковых порталах под аркадами были установлены диоритовые плиты с именами и датами смерти четырех адмиралов. Надписи в камне вырезал севастопольский мастер И.Тихонов по чертежам А.А.Авдеева. Над центральным входом в храм поместили образ Спасителя, а на боковых фасадах паперти – орнаменты на лаве с изображением креста в центре круга. Очень красивыми были двери центрального входа в храм, южного и северного порталов. Наружную сторону дверей покрывала листовая бронза, украшали розетки, ручки в окружении орнамента (с внутренней стороны двери натирались воском). Оригинальны были и двери из прорезной латуни, ведущие в нижнюю церковь (крипту). В интерьере собора использовалось много золоченой бронзы, латуни. Заказ на изготовление бронзовых изделий получил французский подданный, бронзовых и литейных дел мастер Адольф Петрович Моранд. Кроме дверей им были изготовлены четыре плиты для икон нижней церкви, для усыпальницы – лавровый венок с крестом и буквами для текстов. По желанию Великого Князя Константина Николаевича, надписи на надгробных плитах расположили крестообразно. По его же указанию над усыпальницей поместили бронзовое паникадило работы Моранда с лампадами в синих хрустальных чашах, с бронзовыми крючьями и цепями для крепления к своду. Подсвечники, оправы для фитилей в лампады были выполнены под цвет флорентийской бронзы. Паникадило весило 10 пудов. Средства на него пожертвовал севастопольский купец первой гильдии И.М.Красильников. Из других работ Моранда нельзя не отметить царские врата, выполненные гальванопластическим способом с эмалью и позолотой, элементы лестницы (14 балясин), ведущей в нижний храм, бронзовые вентиляторы, вставлявшиеся в окна храма... И, конечно, бронзовый вызолоченный крест на куполе храма. Высота креста под основание 3 м 80 см, размах сторон креста 2 м 10 см. Моранд представил его на Всероссийскую промышленную выставку в г. Нижнем Новгороде, где крест за красоту и совершенство формы был удостоен диплома I степени. Одновременно с завершением строительства шла внутренняя отделка храма. В 1873 г. А.А.Авдеев заключил на два года договор-контракт на штукатурные и орнаментные работы с швейцарским подданным Рафаэло Изелла. Храм был оштукатурен в три слоя: цементный, известковый с мелким кварцевым песком (добывался в окрестностях с.Камары, ныне Оборонное), известковый с примесью мраморного порошка. По этому последнему слою штукатурки производились орнаментные работы двумя способами: альфреско – красками прямо по свежей штукатурке и позолота, серебрение и живопись по загрунтовке восковым составом, нанесенным на высохшую и отвердевшую штукатурку. В нижней церкви стены и своды покрыли цементной штукатуркой, а затем загрунтовали и окрасили два раза красками, растертыми на составе из нефти, воска с примесью скипидара. По стенам, аркам и сводам были отведены цветные полоски, а в местах привески паникадил выполнены розетки по указанию и рисункам А.А.Авдеева. Чтобы просушить штукатурку, установили семь временных чугунных печей для угля с железными дымовыми трубами. Свод в алтаре верхнего храма Изелла покрыл золотом, поверх которого нанес масляными красками геометрический орнамент в виде крупных крестов. Боковые своды также имели орнаментальную роспись по золотому фону; здесь в строгом геометрическом порядке размещались тонкие фигурные кресты, розетки. Золотое поле опоясывал орнамент из сплетенных между собой колец на голубом фоне. Орнамент украшал откосы окон, профилированный карниз... Живописные работы в храме производил не только Р.Изелла, но и севастопольский художник, академик живописи А.Е.Карнеев, который сделал восковыми красками все росписи на сводах и стенах, написал на медных досках иконы для иконостасов. Росписи выполнены строго по канонам православной церкви. По готовой грунтовке из воска в куполе храма художник изобразил Господа Вседержителя в медальоне в обрамлении надписи из Священного Писания: "Азле сотворих землю и человека на ней. Азле рукоя моей утвердих небо. Азле сам звездам заповедах" (Я создал землю и сотворил на ней человека. Я - мои руки распростерли небеса и всему воинству их дал закон я). Под ним на голубом фоне восемь ангелов, несущие кадила, Библии, свечи и священные сосуды – дискос и потир. Ниже в медальонах погрудные изображения Богородицы и двенадцати пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софоний, Аггей, Захария, Малахия). В парусах на золотом фоне четыре Евангелиста: Иоанн (с орлом), Лука (с быком), Матфей (с ангелом), Марк (со львом). В центре алтаря – "Тайная Вечеря".

Справа в алтаре на голубом фоне изображены Отцы церкви Иоанн Златоуст, Василий Великий, Иоанн Богослов и святой Николай Угодник. Слева, взамен утвержденного уже Академией художеств эскиза московских чудотворцев, был составлен новый. Великий Князь Николай Николаевич поинтересовался: "Почему на этих местах решено писать епископов российских, а не местных херсонисских?" Обратились за разрешением к Генерал-Адмиралу и, получив его, А.Е.Карнеев изобразил четырех херсонесских чудотворцев – Федора Студита, Василия, Капитона, Еферия. В алтарных нишах поместили изображения Богородицы – в центре,слева – Великого Совета Ангела, справа – Спаса Эммануила. На западной стене на площади 56,5 кв.м. А.Е.Карнеев написал композицию "Страшный суд". В верхней части композиции в центре – Иисус Христос на троне, предупреждающим жестом он раздвинул руки. Над его головой по две слева и справа – головки ангелов. Ниже в развевающихся одеждах – четыре ангела, трубами возвещающие о пришествии Страшного суда. С левой стороны помещены праведники, с правой – грешники. Вся композиция выполнена в розовато-сиреневых тонах, имеет спокойную, слегка приглушенную гамму, окаймлена надписью: "Наступает время, в которое все,находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и отойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения".
Далее

© 2006. Собор святого равноапостольного князя Владимира.
Контактный E-mail: soborvladimir@mail.ru.

Создание сайта: Обетование.