О храме
Хор
Богослужения
Адрес
Ссылки
Гостевая

Над входными западными дверями можно видеть редкое изображение Богородицы с Богомладенцем, "Недремлющее око", над северной дверью – архангела Михаила, над южной – архангела Гавриила. Для иконостаса верхнего храма А.Е.Карнеев выполнил образа Спасителя, Богоматери, святого князя Владимира, святой княгини Ольги, царя Константина, царицы Елены; на царских вратах Благовещение и четыре Евангелиста. Для иконостаса нижней церкви – образа Спасителя, Богородицы, святого Климента папы Римского и святого Николая Угодника. Роспись собора производила незабываемое впечатление. Вместе с великолепной церковной утварью она придавала собору особую торжественную праздничность и красоту. Рисунки всей церковной утвари – подсвечников, семисвечника, паникадил, Евангелия, выносного креста, священных сосудов, чаши для водосвятия, купели, блюда для благословения хлебов, хоругвей и плащаницы по византийским образцам – в 1872 г. сделал А.А.Авдеев. Церковная утварь для собора святого Владимира была дорогой, высокохудожественной, ее изготовление поручалось крупным художникам и известным мастерам Москвы и Санкт-Петербурга. Изделия из серебра заказали потомственному почетному гражданину Москвы купцу 1-й гильдии и фабриканту Павлу Акимовичу Овчинникову. Из серебра 84-й пробы по оригиналам, живописным эскизам академика Николая Михайловича Быковского выполнили Евангелие, обложенное кругом золоченым с чеканным орнаментом серебром с эмалевыми украшениями и с отлитыми из серебра символами четырех Евангелистов, а также дискос с символическими изображениями Евангелистов. Модели из воска для Евангелия и дискоса предложили сделать академику Александру Михайловичу Опекушину, он вначале согласился, но потом отказался, и договор заключили с профессором скульптором Николаем Иоакимовичем Лаврецким. Он же выполнил отливной чеканной работы потир из серебра с тремя медальонами и эмалью. По рисункам А.А.Авдеева изготовили блюдо для благословения хлебов, звездицу, ковш для теплоты, две тарелочки, лжицу. Распятого Спасителя для напрестольного креста изобразил из мозаики по рисунку академика Кирилла Антоновича Горбунова художник мозаичного искусства Александр Иванович Сивере. Для нижней церкви Горбунов написал восковыми красками на голубом фоне иконы, изображающие двунадесятые праздники. Редкая по художественным достоинствам плащаница изображала положение во гроб Спасителя. Художник Н.М.Быковский написал Спасителя и 16 образов вокруг плащаницы. Им же для выносного креста было написано 10 образов: Деисуса, Престола с Евангелием и святыми духами, святого Владимира, Богоматери, Апостолов Петра и Павла, Великого Совета Ангела, святого Климента папы Римского, образ Богоматери с одной стороны и Спасителя с другой на голубом фоне, а так же четыре образа для хоругвей на полотне. Две хоругви изготовил из вышитого золотом бархата с кистями и бахромой художник А.И.Шадрин. Для хоругвей были сделаны две бронзовые чеканные главки и четыре наконечника.

Для алтаря заказали семисвечники золоченой бронзы с чашами для лампад синего хрусталя, кадило, дарохранительницу, чашу для миропомазания. Московский купец 1-й гильдии и резчицких дел мастер Иван Алексеевич Колпаков по рисункам Авдеева из орехового дерева сделал стол для плащаницы с 16 резными колонками и 16 липовыми досками для образов плащаницы. Из липового дерева был выносной крест с резным орнаментом и позолотой, рама для выносного образа Богородицы. Из дуба для ризницы сделали комод, для библиотеки шкаф, два престола для верхней и нижней церкви, два жертвенника. Многие работы по отделке и благоустройству храма выполняли севастопольские мастера. Слесарь Максим Лященко изготовил железные рамы с переплетами и петлями, решетки, железные ставни для нижней церкви; столяр Михаил Долгунов – две дубовые дверные коробки к двойным дверям. Резчик по дереву Иван Сафронов выполнил резные работы. Гранитные детали интерьера отделывались под руководством мраморщика-гранитчика Ивана Тихонова. Уникальность его работы заключалась в том, что колонны из крымского диорита полировали в вертикальном положении. К освящению нижней церкви в 1881 г. наряду с архитектором Авдеевым и строителями храма был представлен к награде и Тихонов. В 1874 г. Авдеев заключил контракт с фабрикантом Любмейером в Вене на заготовку для храма зеркальных стекол с матовой гравировкой. Орнаментальные с четырьмя видами рисунков стекла вставлялись в рамы средних окон и в рамы четырех угловых апсид. В нижней церкви стекла в чугунных рамах были прозрачными, но позднее их заменили матовыми, так как перед окнами часто стоял народ и в церкви было темно. Во время проведения отделочных работ Авдеев обратил внимание на неудовлетворительную вентиляцию храма. Решено было устроить в четырех окнах во все стекло бронзовые вентиляторы и стеклянные постоянные жалюзи, которые открывались оригинальным способом алтаря нижней церкви. Специальное устройство имело небольшой ручной насос. При повороте ручки и накачивании воздуха стекла открывались пневматически, а стрелка манометра показывала степень открытия окон. В западной стене были проложены два канала, один из них превратили в дымовую трубу для камина, а другой – в вытяжной канал для вентиляции, в него на высоте карниза вставили бронзовый вентилятор.

В зимнее время в храме от дыхания образовывались испарения, повышалась влажность. Поэтому на мраморных оконных рамах сделали уголки-желоба с водосточными трубочками, проходившими в общую цинковую трубу, которую расположили в каменной кладке по задней стене иконостаса. Изготовлял и устанавливал медные желобки с трубочками, отводящими воду внутри храма, севастопольский слесарь М.Лященко. Отапливали собор, вмещавший 700 куб. саженей воздуха, с помощью калориферов. В теплое время года температура внутри храма была на 6-8° ниже, чем снаружи. Приборы для отопления и вентиляции храма изготовил в 1880 г. Санкт-Петербургский металлический завод "Крель и К°". Это были чугунный лежащий калорифер с железным футляром вокруг каменной топки, с топочными дверцами, колосниками и всеми необходимыми принадлежностями и две стоячие двойные батарейные печи системы Креля. Для обслуживания печей использовали комплекты кочегарного инструмента, градусники, анемометр Комба. Отверстия в жаровых и дымовых каналах закрывались 13 бронзовыми золочеными душниками. Калорифер поместили в одной из оконных ниш алтаря, но позже из-за большого неудобства его перенесли в особую подземную пристройку. На отопление храма севастопольский купец Петр Володченко доставлял антрацитовый уголь и Дубовые дрова. Невозможно представить себе собор без колоколов – традиционных и своеобразных образцов не только культовой, но и материальной культуры. Колокола для звонницы собора были отлиты в Санкт-Петербурге на Малой Охте на колокольном заводе купчихи Васильевой.

Этот завод пользовался самой надежной репутацией (там были отлиты колокола для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге). Полный звон медных колоколов для звонницы состоял из девяти колоколов следующих размеров: 1 – 300 пудов,
2 – 150 пудов,
3 – 75 пудов,
4 – 36 пудов,
5 – 18 пудов,
6 – 9 пудов,
7 – 4 пуда,
8 – 2 пуда 10 фунтов,
9 – 1 пуд 5 фунтов,
Общий вес 595 пудов 15 фунтов.
К каждому из девяти колоколов были отлиты пропорциональные их весу языки общим весом 29 пудов 20 фунтов. Подвешивали языки к колоколам сыромятными ремнями из хребтовой кожи буйвола. Колокола были с хорошим приятным звуком. На двух самых больших колоколах надписи и орнаменты выполнили по моделям Авдеева, на остальных изображение икон и орнамента сделаны по выбору завода. Колокола закреплялись на чугунных фермах-колоннах, отлитых из русской красной болтовой меди с добавлением английского олова по 10 фунтов на пуд (4 кг на 16кг). Кровля собора, шлемовидный купол, арки над порталами были из рифленого железа. По распоряжению Великого Князя Константина, они вместе с водосточными трубами были покрыты масляной краской серого цвета. Красили крышу и купол каждые три года. Строительство храма близилось к завершению. В начале июня 1881г. Севастополь посетил Великий Князь Константин Николаевич, который после панихиды по адмиралам, похороненным в крипте, осмотрел произведенные в соборе работы и, как свидетельствуют документы, остался "вполне доволен". Он держал под личным контролем все, что касалось возводимого в Севастополе храма: строительство, выполнение и оплата заказов, внутренняя отделка, росписи, сроки окончания всех работ... По его предложению в 1881 г. в нижней церкви вдоль северной, южной и западной стен соорудили гробницы для последующих захоронений, они были перекрыты черными мраморными плитами вровень с полом. Стены нижней церкви украсили гипсовые лепные панно – лавровый венок, под ним меч и орден Св. Георгия. Большое внимание уделялось благоустройству территории вокруг собора. Еще строители заметили, что грунтовые воды пробились под фундамент здания. Для их отвода от стен храма соорудили дренажную систему на глубине 7 м, к общему колодцу от стен шли рукава-траншеи.

Вокруг храма была установлена ограда, состоящая из каменного фундамента, облицованного штучным камнем, и каменных столбов, соединенных чугунной литой решеткой в византийском стиле "с окраскою и бронзировкою". Решетку отливали в Екатеринбурге. Площадь вокруг храма была удлиненной к северу. Надворный советник ученый садовод Г.Невельский составил проект сквера перед северным порталом. Проект священного фиала для водосвятия в сквере предложил Авдеев. По наклонной плоскости сквера были устроены три террасы и каменная лестница, размещены четыре каменных скамьи. На большие столбы ограды для растений установили красивые терракотовые вазы с византийским узором из белой глины. На территории собора находились дом для священника, постройка для сторожа, мастерская по изготовлению свечей, на месте разрушенной Севастопольской Морской библиотеки разместили небольшой питомник, оранжерею и парники для выращивания и сохранения декоративных растений, украшавших сквер. Около главного входа в храм на двух гранитных основаниях были поставлены столбы с византийским орнаментом и фонари для освещения. Объезд вокруг собора замостили камнем.

В августе 1881 г. Великий Князь Константин Николаевич приказал ускорить производство работ в соборе святого Владимира и, не ожидая окончания оформления верхней церкви, вести работы в крипте (нижней церкви) с таким расчетом, чтобы она могла быть освящена в текущем году, что совпадало с 30-летием кончины адмирала М.П.Лазарева, похороненного здесь. 1 сентября 1881 г. командир Севастопольского порта контр-адмирал М.Н.Кумани сообщил в Морское министерство, что нижняя церковь "уже окончена постройкой, а 5 октября согласно приказу Его Императорского Высочества последует ее освящение. В назначенный день, как сообщала газета "Русский инвалид", севастопольцы "присутствовали при торжественном освящении нижнего придела во имя святого Николая Чудотворца храма Святого Равноапостольного князя Владимира, сооруженного над могилами адмиралов. На этом торжестве присутствовали Его Императорское Высочество Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич, одесский генерал-губернатор генерал-адъютант князь Дондуков-Корсаков, все войска, находящиеся в Севастополе, многие из оставшихся в живых защитников Севастополя и масса народа. Освящение храма совершил архиепископ Херсонский и Одесский Платон. Защитники Севастополя, награжденные орденом Св. Георгия или золотым оружием, были приглашены принять участие в церемонии с правом проезда за казенный счет. "Суда на рейде расцветились флагами, а город имел торжественный вид. Так ознаменовалась 27-я годовщина геройской защиты Севастополя, покрывшей неувядаемой славой русское воинство как сухопутное всех видов оружия, так и морское, защищавшее собой родное черноморское гнездо, которое несмотря на упорную и поистине геройскую одиннадцатимесячную защиту, было разорено и только теперь, с освящением нижнего придела храма начинается его возрождение, составляющее предмет самых горячих начинаний не только всех русских моряков, но и вообще каждого русского", – писала газета "Русский инвалид".

Далее

© 2006. Собор святого равноапостольного князя Владимира.
Контактный E-mail: soborvladimir@mail.ru.

Создание сайта: Обетование.