О храме
Хор
Богослужения
Адрес
Ссылки
Гостевая

История от освящения до наших дней

Храм святого Равноапостольного князя Владимира по своей архитектуре и изящной внутренней отделке был одним из красивейших и заметных сооружений Севастополя. "Монументальный собор господствует над городом", – сообщала о нем Лоция Черного и Азовского морей. Судьба главного морского храма Севастополя складывалась непросто, порой была трагичной и всегда определялась особенностями города-форпоста на южных рубежах Российской империи, политическими потрясениями, круто менявшими привычную жизнь государства. На самые разные по значимости события, отмечавшиеся на общегосударственном уровне, откликался и Севастополь при непременном участии своего главного морского храма. Так, в годовщину спасения императорской семьи при крушении поезда на станции Борки близ Харькова в соборе не только был отслужен благодарственный молебен в память спасения царской семьи, но и на средства черноморских моряков и их семей сделали из красного дерева киот по проекту архитектора А.В.Кочетова и разместили его в верхнем храме. Икона изображала Спасителя, подающего руку помощи апостолу Петру на водах Генисаретского озера. Ежегодно, начиная с 1894 г., 14 мая в России отмечался "Высокоторжественный день Святейшего коронования Их Императорских Величеств". Севастополь праздновал этот день торжественно: всюду развевались флаги, в храме святого Владимира проходила литургия и благодарственный молебен, назначался парад войск, с военных судов, стоявших на рейде, производился салют. В престольный праздник храма, по свидетельству севастопольских старожилов, в нижней церкви проводились венчания нижних чинов (матросов). Вообще церковная служба в соборе во имя святого Владимира имела свои особенности. Прихода в храме не было, поэтому все необходимые работы выполняли матросы. Богослужение проводилось только по воскресеньям, в дни церковных праздников, в дни Рождения и дни Тезоименитств императора и членов императорской семьи, в дни памятных событий, связанных с историей Крымской войны и обороны Севастополя 1854-1855 гг., в дни важнейших исторических дат в истории России. На богослужении присутствовали командование Черноморского флота и севастопольского гарнизона, офицеры флота и крепости, представители городского самоуправления и местной аристократии. На службу приходили и жители близлежащих кварталов центральной части города. 23 июня 1902 г. Россия отмечала 100-летие со дня рождения адмирала П.С.Нахимова. В севастопольском храме святого Владимира отслужили литургию, в которой, кроме причта адмиралтейского собора, приняли участие протоиерей Сокальский, участник Крымской войны и обороны Севастополя, живший в городе; протоиерей Баженов; протоиерей Бензин, настоятель Петропавловской церкви; священники Белостокского полка Брянцев, Брестского полка Феноменов, реального училища Богоявленский.

На следующий день, после литургии по адмиралу П.С.Нахимову, на его могиле в нижней церкви духовенство всех городских церквей отслужило панихиду. В соборе святого Владимира постоянно служились панихиды по воинам, "за веру и Отечество живот свой положившим". В годовщину Цусимского боя (15 мая 1904 г.) ежегодно в храме служили панихиду по погибшим в этом бою, а также по погибшим за всю русско-японскую войну офицерам и нижним чинам. Ежегодно,26 ноября, в день орденского праздника Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Тезоименитства Великого Князя Георгия Михайловича в храме святого Владимира служили торжественную литургию и молебен с провозглашением царского многолетия и окроплением знамен гарнизона. Каждый год, 25 декабря, в первый день праздника Рождества Христова и воспоминания об избавлении от нашествия от неприятеля в 1812 г. в храме проходил торжественный молебен с провозглашением царского многолетия. Собор не обходил своим вниманием ни одного значительного события современности или юбилейной даты. Так, 24 июля 1906 г. была отслужена панихида по погибшим во время восстания на Балтийском флоте. 19 февраля 1911г. вдень 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости в соборе святого Владимира прошли торжественные литургия и молебен. В своей проповеди протоиерей Роман говорил о празднуемом в этот день в России великом событии. 21 февраля 1913 г. в России отмечался 300-летний юбилей Дома Романовых. 20 февраля 1913г., накануне юбилейных празднеств, в храме святого Владимира отслужили панихиду "по в Бозе почивающим Царям и Императорам Дома Романовых". 22 июля 1914г. в день Тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в храме святого Владимира настоятель собора протоиерей Роман (Медведь) в сослужении с соборным причтом и городским духовенством при участии портового хора певчих отслужили литургию. Затем отец Роман прочитал Высочайший Манифест о начале 1-й Мировой войны. А через месяц был отслужен молебен "за дарованную нашему народу победу над австрийцами при взятии Львова и Галича". После провозглашения царского многолетия была провозглашена "вечная память всем убиенным на поле брани". Среди переполнявших храм верующих находились представители штаба Черноморского флота, порта, адмиралтейства, военно-морского суда, городского общественного самоуправления, правительственных, гражданских ведомств, учебных заведений, общественных и благотворительных учреждений и представители иностранных консульств Великобритании, Франции, Греции. Последний российский император Николай II приезжал в Севастополь в 1909, 1914, 1915, 1916 гг., осматривал укрепления города, построенные броненосцы Черноморского флота, проводил смотры личного состава Севастопольского гарнизона, посещал госпитали и лазареты, знакомился с деятельностью Романовского института физических методов лечения и присутствовал на богослужении в храме святого Владимира дважды – 30января 1915 г., 15 мая 1916г.

"...1 марта 1917 г. в день 36-й годовщины смерти императора Александра II после литургии... благочинным о.Георгием (Спасским) в сослужении с морским духовенством была отслужена панихида с провозглашением вечной памяти Царю-Освободителю. На панихиде присутствовали вице-адмирал П.И.Новицкий и другие начальствующие лица. Пел портовый хор под управлением регента г-на Оглоблинского", – сообщал "Крымский вестник" 3 марта 1917г.

Октябрьская революция 1917г. круто изменила жизнь общества, отношение к религии. Собор святого Владимира в Севастополе разделил трагическую судьбу тысяч других православных храмов, церквей, монастырей. Тогда все они стали официально именоваться "культовыми учреждениями". В 1918 г. церковь была отделена от государства. Главный адмиралтейский собор Севастополя из Морского ведомства перешел в ведение Таврической епархии Московского патриархата. Военно-морское духовенство было ликвидировано, праздники отменены, традиции прерваны. Однако с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях военное духовенство возрождалось. При штабе Главкома Вооруженных сил Юга России генерала А.И.Деникина "для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, для поднятия в них религиозно-нравственного сознания и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу" было образовано военно-церковное ведомство, которое с мая 1919г. возглавил бывший протопресвитер военного и морского духовенства старой армии о.Георгий Шавельский. Севастопольским архиереем был назначен преосвященный епископ Вениамин. От военного духовенства требовалось неукоснительное совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, которые должны были сопровождаться "краткими, но сильными" проповедями священника. Особое внимание уделялось возрождению традиционных праздников русской армии, которые, как правило, одновременно являлись большими церковными праздниками. Уже в 1918 г. празднование Казанской иконы Божьей Матери 22 октября (4 ноября) в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. торжественно отмечалось как день возрождения России. В Севастополе в соборе святого Владимира перед исторической иконой Казанской Божьей Матери Брестского полка служили торжественный акафист.

Одним из своих первых приказов на посту Верховного правителя и Верховного главнокомандующего адмирал А.В.Колчак восстановил празднование памяти Святого Великомученика и Победоносца Георгия 26 ноября (9 декабря) как праздник всей русской армии. 24 марта 1920 г. Главнокомандующим всеми вооруженными силами на Юге России был назначен генерал-лейтенант барон П.Н.Врангель. Газета "Вечернее слово" подробно описала торжества в Севастополе, связанные со вступлением на пост Главнокомандующего барона Врангеля: "Особой торжественностью отличалось служение во Владимирском соборе, где среди молящихся находился и сам Главнокомандующий генерал П.Н.Врангель. Литургию совершал протопресвитер военно-морского духовенства протоиерей о.Шавельский в сослужении с местными священниками. Перед концом обедни в храм прибыл преосвященный епископ Вениамин. По окончании литургии генерал Врангель уехал на автомобиле в собор св. Николая на Екатерининской улице, где было совершено молебствие. Преосвященный Вениамин в сопровождении протоиерея о.Шавельского и сонма священников вышел на Соборную площадь, где развевались хоругви и выстроилась духовная процессия. Процессия направилась по Соборной улице к спуску мимо дворца к собору на Екатерининской улице. Там процессию поджидал генерал Врангель с генералитетом, по Екатерининской улице шпалерами выстроились войска. У собора местный крестный ход соединился с процессией из Владимирского храма, и генерал Врангель последовал за хоругвеносцами к памятнику адмиралу Нахимову". 14 сентября 1920 г пароходе "Георгий" в Севастополь была доставлена хранившаяся в Белграде Курская Чудотворная икона Знамения Божьей Матери, сопровождал Чудотворный образ епископ Феофан Курский. На площадь Нахимова со всех церквей Севастополя прибыло несколько крестных ходов. После краткого молебствия на площади крестный ход, возглавляемый епископом Феофаном, направился с Чудотворной иконой к собору святого Владимира, откуда, совершив молебствие, был доставлен в госпиталь, где епископ Феофан и епископ Вениамин обходили палаты, а больные прикладывались к образу. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября отмечался как день всеобщего покаяния и скорби. Особенно широкий характер это носило осенью 1920 г. в армии генерал-лейтенанта П.Н.Врангеля. По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), запомнились эти дни севастопольцам. Постановлением Синода всеобщее покаяние в грехах было назначено на 12-14 сентября. В течение трех суток днем и ночью в соборе святого Владимира шли богослужения и исповеди. В декабре 1920 г. в Севастополе окончательно установилась Советская власть. 17 ноября 1922 г. Управление Севастопольского окружного исполкома зарегистрировало православную общину (40 человек), которая, заключив договор, взяла в бесплатное пользование собор святого Владимира на улице Соборной. В договоре записаны обязательства членов общины: "Мы обязуемся не допускать в принятых нами в заведование богослужебных заведениях:
- политических собраний враждебного Советской власти направления;
- раздачи или продажи книг, листовок или посланий, направленных против Советской власти;
- произнесение проповеди или речей, враждебных Советской власти;
- совершение набатных тревог для созыва населе ния в целях возбуждения его против Советской власти".
В конце 1922 г. православная община собора насчитывала 221 человека, а в 1923 г. – 332". Вместе с тем собор постепенно утрачивал свое прежнее значение в общественной жизни Севастополя. Так, есть сведения о том, что, когда с 9 по 16 июля 1928 г. в городе проходила "репетиция воздушно-химической атаки", колокольный звон собора святого Владимира и других церквей города послужил сигналом начала и конца учения.

Однако, продолжая оставаться культовым учреждением, собор не вписывался в общепринятую в тот период схему жизни. Государственная политика воинствующего атеизма изменила отношение к религии и церкви. В соборе святого Владимира неоднократно в эти годы происходили кражи церковного имущества, случались драки,разбой и хулиганство. Так, в заявлении приходской общины от 4 сентября 1924 г. отмечалось, что "являющаяся в ограду и сквер собора для гуляния публика разрушает клумбы, ломает деревья, бьет в храме стекла, обдирает мраморную облицовку храма, разваливает каменные беседки". В заявлении от 24 апреля 1925 г. сообщалось: "Похищены чаша, дискос, звездица, 2 ковшика, сосуд для освящения хлебов, сосуд для елея, брачные венцы, сорван занавес с южных алтарных врат. Общая стоимость примерно 200 руб." Из заявления: "19 декабря 1925г. была опять кража в нижнем храме. Похищены два покрывала с двух аналоев, 1 нижнее покрывало с престола и маленький крестик, выбиты стекла."
Далее

© 2006. Собор святого равноапостольного князя Владимира.
Контактный E-mail: soborvladimir@mail.ru.

Создание сайта: Обетование.