О храме
Хор
Богослужения
Адрес
Ссылки
Гостевая

Житие священноисповедника Романа

Житие священноисповедника Романа Священноисповедник Роман Медведь родился 1 октября 1874 г. в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии. В 1892 г. он окончил Холмскую семинарию, а в 1897-м Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Учась в Академии, юноша впервые встретился с протоиереем Иоанном Кронштадтским, который стал его духовным отцом. В 1901 г. по благословению праведного кронштадтского пастыря Роман Иванович обвенчался с дочерью благочестивого священника Анной Невзоровой и в марте того же года был рукоположен во иерея. В 1902 г. он был направлен в Петербург. При церкви Равноапостольной Марии Магдалины молодой священник организовал общество трезвенников, проповедовал, не жалея сил и времени, устраивал приходскую жизнь. Отец Роман неоднократно сослужил своему духовнику и видел праведного Иоанна во время евхаристического канона приподнимающимся над полом, как бы парящим в некой дымке. В 1907 г. отец Роман получил указ о назначениии его настоятелем Свято-Владимирского Адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным береговых команд Черноморского флота. Кроме того, его попечению были вверены Покровский, Свято-Никольский храмы, храм Архистратига Михаила и около 50 священников. "В Севастополе нет крыши, под которой бы я не проповедовал", - говорил об этом периоде жизни отец Роман.

В 1912 г., когда вспыхнуло восстание матросов на линкоре "Св. Иоанн Златоуст", отец Роман старался сделать все возможное, чтобы успокоить матросов, оздоровить духовный климат, развеять революционную романтику. Приговоренных к смерти он сам всю ночь исповедовал и причащал. Благодаря своему высокому авторитету священнику удалось убедить командование не вводить тайную полицию в среду матросов. Эти события побудили священника написать книгу "Дисциплина и товарищество", в которой общественная и политическая жизнь осмыслялась с точки зрения православного мировоззрения. В1917 г. против отца Романа был организован заговор, который возглавил матрос, уличенный некогда священником в краже церковных денег. Расправа над "реакционным попом" была назначена на Рождество. Узнав об этом, отец Роман сразу после службы тайно уехал в Москву к Святейшему Патриарху Тихону, который оказал ему помощь и покровительство. Святитель назначил отца Романа настоятелем храма Василия Блаженного на Красной площади, а после его закрытия – настоятелем церкви святителя Алексия, митрополита Московского в Глинищевском переулке. Высокий духовный настрой, с которым служил и проповедовал отец Роман, передавался всем, кто с ним соприкасался. У него был особый дар приобретать человеческие сердца. Он часто повторял: "Господь взял свиток наших грехов и пригвоздил ко Кресту", и его чада до конца жизни вспоминали эти слова, подходя к Распятию. Отец Роман обладал несомненной прозорливостью. Некоторые испытывали духовный трепет, идя на исповедь: казалось, что он многое знает наперед, и действительно, это часто подтверждалось на практике. При церкви по благословению Патриарха Тихона было учреждено Братство ревнителей православия в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Устав Братства был строгим, под стать монастырскому, ибо во главе стоял закон послушания. Впоследствии некоторые из членов Братства приняли священный сан, другие - монашеский постриг (как правило, тайный). Все эти годы отец Роман служил ежедневно. Напряженная духовная жизнь Братства вызывала раздражение властей. За весь московский период служения с 1918-го по 1929 г. отца Романа арестовывали 15 раз.

В 1930 г. власти выселили семью священника из церковной квартиры. 16 февраля 1931 г. пастырь был в очередной раз арестован. Забрали не только настоятеля, но и многих прихожан. Опустевший храм был закрыт и вскоре разрушен. Священника обвиняли в контрреволюционной деятельности, в том числе и в снижении революционной и богоборческой активности матросов в 1912 году. 10 мая отца Романа приговорили к заключению в концлагерь на 10 лет. Отбывал срок он в одном из лагерей Беломорско-Балтийского управления. Из лагеря он писал: "Успокаиваю себя тем, что должны мы жить так, чтобы каждый новый день считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым (в движении к совершенству). Напоминаю себе, что мы здесь, в этой жизни, странники, а посему не надо огорчаться временными трудностями пути. Идти все равно надо, а Отечество наше — на Небесах". Он назидал своих чад: "Взаимная любовь должна учить покрывать даже различные свидетельства совести, и любовь всегда должна ставиться выше личного знания. Разделение, но не рассечение; разделение, но не в основном, которое у всех едино, а посему разделения временны и преодолимы". Условия жизни заключенных были невыносимыми, и из ссылки отец Роман возвратился совершенно больным. Последние месяцы жизни исповедника прошли в Малоярославце. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал служить литургию, которая была для него великим утешением. Летом 1937 г. сотрудники НКВД явились в дом к священнику с ордером на арест. У отца Романа в это время открылось легочное кровотечение. В таком состоянии они могли не довезти его до тюрьмы и оставили умирать дома. 8 сентября 1937г. в 6 часов утра он причастился, а в 7 часов вечера отошел ко Господу. "Откажитесь от своего малого, и Господь даст Свое большое", - завещал исповедник Христов. День памяти священноисповедника Романа 26 августа/8 сентября.

© 2006. Собор святого равноапостольного князя Владимира.
Контактный E-mail: soborvladimir@mail.ru.

Создание сайта: Обетование.